Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь icon

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь




Скачать 146.17 Kb.
НазваниеИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Дата04.06.2013
Размер146.17 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
источник


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель 

Министра образования

Республики Беларусь

____________ К.С.Фарино

« » ____________2012 г.


Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь


«О преподавании учебного предмета

Допризывная и медицинская подготовка”

в 2012/2013 учебном году»



  1. Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования от 26.08.2011 №241, на изучение учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам:





^ Компонент учебного предмета

Количество часов

В неделю

(по классам)

Учебно-полевой сбор

Медицинская практика

X

XI

Допризывная подготовка

1

1

30



Медицинская подготовка

1

1



30


2. При реализации образовательных программ общего среднего образования класс делится на две группы (юноши, девушки) при изучении учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» при наличии 25 учащихся – в средней школе, средней школе-колледже искусств, кадетском училище, 20 учащихся – в гимназии, гимназии-интернате, средней школе-колледже искусств, гимназии-колледже искусств, средней школе-училище олимпийского резерва, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторной школе-интернате, специализированном лицее, суворовском училище, лицее, вечерней школе, учебно-консультационном пункте, вечерних классах, специализированных по спорту классах. При меньшей наполняемости классов деление на группы (юноши, девушки) осуществляется за счёт часов, выделяемых на проведение факультативных занятий (пункт 54 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283).

  1. В своей деятельности учителя допризывной и медицинской подготовки руководствуются:

3.1. Учебной программой «Допризывная и медицинская подготовка: X–XI классы» для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения – Минск: НИО, 2012. – 64 с.;

3.2. Примерным календарно-тематическим планированием:

  • Борщевская, Е.В. Медицинская подготовка: Х–ХІ класса: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей общего среднего образования / Е.В.Борщевская, Н.И.Шульга. – Минск: НИО: Аверсэв, 2012. – 26 с;

  • ^ Варламов, В.Б. Допризывная подготовка: Х–ХІ класса: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей общего среднего образования / В.Б. Варламов, С.Н. Гомолко (www.adu.by);

3.3.^ Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94;

3.4. Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», согласно которым:

поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной, практической формах и их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опросов с использованием контрольных, практических вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях;

тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется посредством проведения самостоятельных работ и защиты рефератов;

3.5. Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 17, 2011 г.), согласно которым:

годовая отметка в X классе выставляется с учётом отметки за учебно-полевой сбор (медицинскую практику);

решение о переводе учащихся Х классов в следующий класс принимается педагогическим советом после проведения учебно-полевого сбора (медицинской практики);

итоговая отметка в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) выставляется на основе годовой отметки за XI класс.


Указанные выше технические нормативные правовые акты, учебная программа, примерное календарно-тематическое планирование по допризывной подготовке размещены на сайтах Министерства образования и Национального института образования.


^ 4. В помощь учителям допризывной и медицинской подготовки изданы контрольно-измерительные материалы:

Гамолко, С.Н. Тестовые задания по допризывной подготовке Х–ХІ классы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения / С.Н. Гамолко. – Минск, Сэр-Вит, 2012. – 144с.

^ Белая, С.С. Тестовые задания по медицинской подготовке Х–ХІ классы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения / С.С. Белая. – Минск, Сэр-Вит, 2012. – 144с.


^ 5. В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся рекомендуем:

проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, цитатный материал, составлять тезисы, конспекты, списки литературы и т.д.;

проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с терминологией предмета;

формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщённые таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

использовать 1 тетрадь для всех видов обучающих работ по допризывной и по медицинской подготовке;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

повышать культуру устной и письменной речи, логичность их высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.

По учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» учащиеся могут составлять рефераты.

^ 6. Обращаем внимание на следующие особенности организации образовательного процесса в 2012/2013 учебном году.

Используются учебные пособия:

  • Варламов, В.Б. Допризывная подготовка: учебник для учащихся Х–ХІ классов учреждений общего среднего образования / В.Б.Варламов. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 328с.

  • Варламаў, В.Б. Дапрызыўная подрыхтоўка: падручнік для вучняў Х–ХІ класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі / В.Б.Варламаў. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 328с.

  • Федюкович, Н.И. Основы медицинских знаний: учебное пособие для Х–ХІ классов общеобразоват. учреждений с русским языком обучения / Н.И.Федюкевич. – Минск: НИО, 2011. – 256 с.

  • Федзюковіч, М.І. Асновы медыцынскіх ведаў: вучэб. дапам. для Х–ХІ класаў агульнаадукац. устаноў з беларускай мовай навучання / М.І.Федзюковіч. – Мінск: НІА, 2011. – 256 с.

По окончании учебного года с юношами X класса проводится 5-дневный учебно-полевой сбор на базе оборонно-спортивных оздоровительных или спортивно-патриотических лагерей, учебных центров или воинских частей Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь. Порядок проведения учебно-полевого сбора в учреждениях общего среднего образования районов (городов) при отсутствии необходимой учебно-материальной базы устанавливается органами управления образования по согласованию с военными комиссариатами, начальниками гарнизонов и командирами воинских частей согласно приказу Министра обороны от 6 мая 2011 г. № 341 «О закреплении за соединениями и воинскими частями учреждений образования».

Пятидневные практические занятия по медицинской подготовке с девушками проводятся на базе учреждений здравоохранения. При отсутствии такой возможности занятия могут проводиться непосредственно в учреждениях общего среднего образования.

Порядок и сроки проведения медицинской практики определяются решением местных исполнительных и распорядительных органов по предложению отделов (управлений) образования рай(гор)исполкомов на основании согласованного решения руководителя общего среднего образования и руководителя учреждения здравоохранения.

Темы занятий и количество часов, проведённых на учебно-полевом сборе с юношами и на медицинской практике с девушками, заносятся в классный журнал.

По итогам учебно-полевого сбора (медицинской практики) учащимся выставляется отметка в классный журнал.

Обращаем внимание руководителей учреждений общего среднего образования на необходимость включения в число часов, оплачиваемых учителям допризывной и медицинской подготовки, учебных часов, определяемых для проведения учебно-полевого сбора и медицинской практики (пункт 77 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283).

Учебные занятия по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» могут проводиться в учреждениях общего среднего образования по одному учебному часу в неделю или блочным методом на базе центров допризывной подготовки.

В целях обеспечения организованного проведения учебных занятий по допризывной подготовке и привития учащимся практических навыков в выполнении требований общевоинских уставов классы именуются взводами, каждый класс делится на два-три отделения. Из числа юношей, обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, приказом руководителя учреждения общего среднего образования назначаются командиры взводов и отделений.

Каждое учебное занятие по допризывной подготовке начинается с построения личного состава взвода, проверки наличия учащихся и доклада руководителю о готовности к учебному занятию. На учебном занятии должны соблюдаться требования общевоинских уставов при действиях, ответах, при обращении учащихся к руководителю учебного занятия (по воинскому званию), прививаться дисциплинированность и подтянутость, воспитываться воинская вежливость и чувство уважения к старшим и своим товарищам.

Все учебные занятия должны быть направлены на формирование у учащихся высоких морально-психологических качеств, воспитание культуры общения, подготовку юношей к выполнению долга по защите Отечества, развитие у них навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов.

При изучении содержания всех разделов учебной программы по допризывной подготовке следует включать элементы культуры воинской службы.

На учебных занятиях по допризывной подготовке необходимо применять разнообразные формы и методы обучения, повышающие интерес учащихся к изучаемому материалу, которые прививают любовь к военному делу, обеспечивают сознательное, прочное усвоение программы, способствуют выработке навыков самостоятельной работы и умений применять на практике полученные знания.

В начале практического учебного занятия до учащихся доводятся правила поведения и требования безопасности при действиях по изучаемым вопросам. Руководитель занятия обязан убедиться, что учащиеся усвоили доведённые до них требования безопасности, обладают достаточными практическими навыками по их выполнению и что для безопасного проведения занятия созданы все условия.

В целях ознакомления с военными специальностями и военной техникой больше внимания следует уделять проведению экскурсий с учащимися (в воинских частях для ознакомления с размещением и жизнью личного состава, вооружением и военной техникой), выступлению офицеров и курсантов. Управлениям (отделам) образования гор(рай)исполкомов совместно с воинскими частями необходимо разработать графики посещения воинских частей учащимися учреждений общего среднего образования.

Знания, получаемые девушками по медицинской подготовке (раздел «Основы лекарственной помощи»), целесообразно интегрировать со знаниями, полученными ими на учебных занятиях по учебным предметам «Биология» («Человек и его здоровье»), «Химия».

Следует учитывать, что изучение основ медицинских знаний и овладение практическими навыками младшего медицинского персонала не является основанием для присвоения учащимся квалификации медицинского работника и не предоставляет права самостоятельной медицинской и фармацевтической деятельности по окончании изучения данного учебного предмета. В процессе занятий девушки должны научиться оказывать первую и доврачебную помощь больным и поражённым.

Обращаем особое внимание на безусловное выполнение руководителями учреждений общего среднего образования и учителями допризывной подготовки требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности». Необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на недопущение фактов хранения в учреждениях общего среднего образования боеприпасов и взрывчатых веществ.


^ 7. Для изучения учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» на факультативных занятиях изданы следующие учебно-методические комплексы (учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей):

  • Школа защитника Отечества:

^ Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества. Х–ХІ классы: пособие для учащихся / С.Н.Гамолко, Г.А.Леонович. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 218с.

Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества. Х–ХІ классы: пособие для учителей / С.Н.Гамолко, Г.А.Леонович. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 198с.

  • Медицина экстремальных ситуаций:

Белая, С.С. Медицина экстремальных ситуаций. Х–ХІ классы: пособие для учащихся /С.С. Белая. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 218с.

Игнатьева, Т.Н. Медицина экстремальных ситуаций. Х–ХІ классы: пособие для учителей / Т.Н. Игнатьева, С.С. Белая. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 198с.


Для эффективного проведения факультативных занятий в библиотеках всех учреждений общего среднего образования необходимо иметь экземпляры указанных учебно-методических комплексов.


^ 8. На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

- эффективность изучения учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» на базе центров допризывной подготовки;

- гражданско-патриотическое воспитание учащихся X-XI  классов в рамках изучения учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка»;

- взаимодействие управлений (отделов) образования рай(гор)исполкомов, учреждений образования с воинскими частями и подразделениями в вопросах изучения допризывной подготовки;

- взаимодействие управлений (отделов) образования рай(гор)исполкомов, учреждений образования с учреждениями здравоохранения в вопросах изучения медицинской подготовки;

- обеспечение мер безопасности при проведении практических занятий по допризывной и медицинской подготовке;

- обучение правилам первой доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях в рамках изучения учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка»;

- использование информационных технологий на уроках допризывной и медицинской подготовки;

- повышение профессионального уровня учителя учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» в курсовой и межкурсовой период.


^ 9. На заседаниях методических объединений рекомендуется обсудить следующие вопросы:

- гражданско-патриотическое воспитание учащихся в рамках проведения факультативных занятий «Школа защитника Отечества»;

- методика проведения занятий по противодействию манипуляции сознанием;

- роль центров допризывной подготовки при изучении темы «Тактическая подготовка»;

- особенности проведения учебно-полевого сбора на базе воинских частей;

- особенности проведения медицинской практики на базе учреждений здравоохранения;

- интеграция знаний, полученных на учебных занятиях по учебным предметам «Биология» («Человек и его здоровье»), «Химии» при организации образовательного процесса по медицинской подготовке;

- методика соблюдения правил безопасности учащихся при проведении практических занятий по теме «Выживание и деятельность в экстремальных условиях»;

- эффективность проведения учебно-полевого сбора и медицинской практики;

- информационная культура учителей допризывной и медицинской подготовки;

- внедрение современных электронных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс на уроках допризывной и медицинской подготовки;

- организация контроля знаний и умений учащихся на учебных занятиях по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка».

В новом учебном году Министерством образования совместно с Министерством обороны запланировано проведение республиканских семинаров для учителей допризывной и медицинской подготовки.

^ 10. Перечень учебных изданий:

Борщевская, Е.В. Тетрадь для практических работ по медицинской подготовке для Х класса / Е.В.Борщевская. – 3-е изд. – Минск: Аверсэв, 2010. – 80с.

Борщевская, Е.В. Тетрадь для практических работ по медицинской подготовке для ХІ класса / Е.В.Борщевская. – 4-е изд. – Минск: Аверсэв, 2011. – 91с.


^ 11. Перечень методической литературы


«Допризывная подготовка»

1. Варламов, В.Б. Допризывная подготовка: учебное пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования / В.Б.Варламов. – Минск, 2007. – 304с.

2. Журавков, М.А. Проведение учебно-полевых сборов с учащимися: метод. реком. / М.А.Журавков. – Минск, 2001.

3. Фатин, С.Б. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским (русским) языком обучения / С.Б.Фатин, М.К.Мишкевич. – Минск, Адукацыя і выхаванне, 2004. – 416с.

4. ^ Мальцев, Л.С. Вооружённые Силы Республики Беларусь. История и современность. (Основные положения книги изложены в статьях Л.С.Мальцева, опубликованных в журнале «Армия» № 6, специальный выпуск за 2002 год и № 4, 5 за 2003 год);

5. Саблин, И. Под запретом и на войне / И.Саблин // Во славу Родины. – 2004. – 16 апреля.

6. Гамолко, С.Н. Плакаты по допризывной подготовке / С.Н.Гамолко, В.Б.Варламов. – Минск: Сэр-Вит, 2010.

7. Варламов, В.Б. Новое в Допризывной подготовке (дидактические материалы) / В.Б.Варламов, С.Н.Гамолко // Вестнік адукацыі. – 2012, №2.

8. Гамолко, С.Н. Новое в допризывной подготовке, (методические рекомендации) / С.Н.Гамолко, В.Б.Варламов // Веснік адукацыі. – 2012, № 4.

При подготовке к урокам по допризывной подготовке следует использовать материал, публикуемый в журнале «Армия» под рубрикой «В помощь допризывной подготовке», газете «Белорусская военная газета. Во славу Родины», а также размещённый на сайтах Министерства обороны Республики Беларусь.


«Медицинская подготовка»

1. Борщевская, Е.В. Медицинская подготовка старшеклассников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Е.В.Борщевская. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 224 с.

2. Вместе против СПИДа: пособие в помощь пед. работникам и др. специалистам. – Минск, 2003. – 48 с.

3. Шкуратов, Ю.И. Первичная профилактика наркомании и СПИДа среди учащейся молодёжи: пособие для педагогических работников и родителей / Ю.И.Шкуратов. – Минск: РИПО, 2001. – 21 с.

4. Гамолко, С.Н. Плакаты по медицинской подготовке / С.Н.Гамолко, Е.В.Борщевская. – Минск: Сэр-Вит, 2010.


12. Перечень электронных средств обучения, рекомендуемых для использования в образовательном процессе:

Варламов, В.Б. и др. Электронный учебно-методический комплекс «Допризывная подготовка».


В ходе подготовки и проведения учебных занятий, внеклассных мероприятий возможно также использование материалов официальных сайтов:

Министерства образования: http://edu.gov.by;

Национального института образования: www.аdu.by;

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

Министерства обороны: www.mod.mil.by;

Военного информационного агентства Вооруженных Сил Республики Беларусь «Ваяр», осуществляющего поддержку:

сайта газеты «Белорусская военная газета. «Во славу Родины»: www.vsr.mil.by;

сайта «Электронная выставка предприятий военно-промышленного комплекса»: www.vpk.by;

сайта Управления материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь www.voentorg.by;

познавательно-игрового ресурса «Детям об армии»: www.deti.mil.by.


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 «О типовом учебном плане общего среднего образования»...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241, на изучение...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Министерства образования республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20. 12. 2011 №283,...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
«Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования в 2012/2013 учебном году»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©bela.lapdoc.ru 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку.
обратиться к администрации
Документы