Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году» icon

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году»

Реклама:



Скачать 122.78 Kb.
НазваниеИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году»
Дата12.07.2013
Размер122.78 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
источник


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель 

Министра образования

Республики Беларусь

____________ К.С. Фарино

«10 » мая 2011 г.


Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь


«О преподавании учебного предмета

Допризывная и медицинская подготовка”

в 2011/2012 учебном году»


Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам:



^ Компонент учебного предмета

Количество часов

В неделю

(по классам)

Учебно-полевой сбор

Медицинская практика

X

XI

Допризывная подготовка

1

1

30



Медицинская подготовка

1

1



30


В своей деятельности учителя допризывной и медицинской подготовки руководствуются:

Законами Республики Беларусь «Об обороне» от 3 ноября 1992 г. в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 28, с внесением дополнений и изменений от 10 мая 2007 г. № 227-З, «О воинской обязанности и воинской службе» от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII c внесением изменений и дополнений от 22 июля 2003 г. № 229-З, Положением о центре допризывной подготовки, утверждённым постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 8 декабря 2006 г. № 120, другими актами законодательства;

образовательным стандартом учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка», который устанавливает требования к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объёму учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, а также нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся;

учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения «Допризывная и медицинская подготовка. X–XI классы» (Минск: НИО, 2009);

примерным календарно-тематическим планированием «Допризывная и медицинская подготовка. X–XI классы»;

санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утверждёнными Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

^ Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь.

Информируем, что указанные выше технические нормативные правовые акты, учебная программа, примерное календарно-тематическое планирование размещены на сайтах Министерства образования (www.minedu.unibel.by) и Национального института образования (www.adu.by).


^ Количество и назначение ученических тетрадей:

допризывная подготовка – 1 тетрадь для всех видов обучающих работ;

медицинская подготовка – 1 тетрадь для всех видов обучающих работ.

В целях формирования культуры устной и письменной речи рекомендуем учителям допризывной и медицинской подготовки:

проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучаемыми учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, цитатный материал, составлять тезисы, конспекты, списки литературы и т.д.;

проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с терминологией предмета;

формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщённые таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

повышать культуру устной и письменной речи, логичность их высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.


По учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» учащиеся могут составлять рефераты. Реферат – это краткая передача содержания статьи или исследования.

Объёмы рефератов:


Класс

При компьютерном наборе

При написании от руки

Х

12–14 страниц

14–15 страниц

ХІ

15–17 страниц

17–19 страниц


Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, содержание, введение, основная часть, которая делится на главы, разделы, подразделы, заключение, список литературы в алфавитном порядке, дополнение (при необходимости).

На титульном листе указываются наименование учреждения общего среднего образования, фамилия, имя, отчество автора, название работы, место нахождения учреждения общего среднего образования, год.

Содержание реферата включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами.

Во введении даётся краткая характеристика темы реферата, обосновывается её актуальность, раскрываются цели и задачи работы, приводится перечень литературы и основных источников, на основе которых подготовлен реферат.

В основной части реферата кратко, но полно подаётся материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый содержательный блок (глава, раздел, подраздел) должен иметь заголовок.

При написании реферата необходимо указывать ссылки на источники информации, в скобках указывать номер по списку литературы и страницу. Ссылки в тексте могут быть также в виде подстрочных примечаний, нумерация которых приводится на каждой странице (начиная с единицы) в соответствии с правилами библиографического описания.

Заключение должно быть кратким, конкретным, в нём должны содержаться выводы по результатам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых источников. Заключение не должно превышать по объёму введение.

При компьютерном наборе следует использовать шрифт 15 пт, интервал – 1,5.


Обращаем внимание, что по окончании учебного года с юношами X класса проводится 5-дневный учебно-полевой сбор на базе оборонно-спортивных оздоровительных или спортивно-патриотических лагерей, учебных центров или воинских частей Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь. Порядок проведения учебно-полевого сбора в учреждениях общего среднего образования районов (городов) при отсутствии необходимой учебно-материальной базы устанавливается органами управления образования по согласованию с военными комиссариатами, начальниками гарнизонов и командирами воинских частей.

Пятидневные практические занятия по медицинской подготовке с девушками проводятся на базе лечебных учреждений. При отсутствии такой возможности занятия могут проводиться непосредственно в учреждениях общего среднего образования.

Порядок и сроки проведения медицинской практики определяются решением местных исполнительных и распорядительных органов по предложению отделов (управлений) образования рай-(гор-)исполкомов и согласованию с руководством учреждений общего среднего образования и учреждений здравоохранения.

Темы занятий и количество часов, проведённых на учебно-полевом сборе с юношами и на медицинской практике с девушками, заносятся в классный журнал.

По итогам учебно-полевого сбора (медицинской практики) учащимся выставляется отметка в классный журнал.

Итоговая отметка за X класс выставляется с учётом отметки за учебно-полевой сбор (медицинскую практику).

Решение о переводе учащихся Х классов принимается педагогическим советом после проведения учебно-полевого сбора (медицинской практики).


При организации «Допризывной и медицинской подготовки» в Х–ХІ классах осуществляется деление класса на 2 группы (юноши, девушки) при наличии 25 учащихся – в средней школе, кадетском училище, 20 учащихся – в гимназии, гимназии-интернате, средней школе-колледже искусств, гимназии-колледже искусств, средней школе-училище олимпийского резерва, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторной школе-интернате, специализированном лицее, суворовском училище, лицее, вечерней школе, учебно-консультационном пункте, вечерних классах, специализированных по спорту классах. При меньшей наполняемости классов деление на группы (юноши, девушки) осуществляется за счёт часов, выделяемых на проведение факультативных занятий.


Учебные занятия могут проводиться в учреждениях общего среднего образования по 1 часу в неделю или методом «Дней призывника» на базе центров допризывной подготовки либо в сочетании.

В целях обеспечения организованного проведения занятий по допризывной подготовке и привития учащимся практических навыков в выполнении требований общевоинских уставов классы именуются взводами, каждый класс делится на два-три отделения. Из числа юношей, обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, приказом руководителя учреждения общего среднего образования назначаются командиры взводов и отделений.

Каждое занятие по допризывной подготовке начинается с построения личного состава взвода, проверки наличия учащихся и доклада руководителю о готовности к занятию. На занятии должны соблюдаться требования общевоинских уставов при действиях, ответах, при обращении учащихся к руководителю занятия (по воинскому званию), прививаться дисциплинированность и подтянутость, воспитываться воинская вежливость и чувство уважения к старшим и своим товарищам.

Все занятия должны быть направлены на формирование у обучаемых высоких морально-психологических качеств, воспитание культуры общения, подготовку юношей к выполнению долга по защите Отечества, развитие у них навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов.

В содержание всех разделов допризывной подготовки следует включать элементы культуры воинской службы.

На занятиях по допризывной подготовке необходимо применять разнообразные формы и методы обучения, которые вызывают интерес учащихся к изучаемому материалу, прививают любовь к военному делу, обеспечивают сознательное, прочное усвоение программы, способствуют выработке навыков самостоятельной работы и умений применять на практике полученные знания.

В начале практического занятия до учащихся доводятся правила поведения и требования безопасности при действиях по изучаемым вопросам. Руководитель занятия обязан убедиться, что учащиеся усвоили доведённые до них требования безопасности, обладают достаточными практическими навыками по их выполнению и что для безопасного проведения занятия созданы все условия.


В целях ознакомления с военными специальностями и военной техникой больше внимания следует уделять проведению экскурсий с учащимися (в воинских частях для ознакомления с размещением и жизнью личного состава, вооружением и военной техникой), выступлению офицеров и курсантов. Управлениям (отделам) образования гор-(рай-)исполкомов совместно с воинскими частями необходимо разработать графики посещения воинских частей учащимися учреждений общего среднего образования.

Знания, получаемые девушками по медицинской подготовке (раздел «Основы лекарственной помощи»), целесообразно интегрировать со знаниями, полученными ими на занятиях по биологии («Человек и его здоровье»), химии.


Обращаем особое внимание на безусловное выполнение руководителями учреждений общего среднего образования и учителями допризывной подготовки требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности». Необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на недопущение фактов хранения в учреждениях общего среднего образования боеприпасов и взрывчатых веществ.


На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей) для факультативных занятий:

Х–ХІ классы – «Школа защитника Отечества»;

Х–ХІ классы – «Медицина экстремальных ситуаций».


Для эффективного проведения факультативных занятий в библиотеках всех учреждений общего среднего образования необходимо иметь экземпляры указанных учебно-методических комплексов.


^ На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить:

гражданско-патриотическое воспитание учащихся X–XI классов в рамках предмета «Допризывная и медицинская подготовка»;

практическое обучение оказанию первой доврачебной помощи в рамках предмета «Допризывная и медицинская подготовка»;

особенности проведения практических занятий по военной топографии;

материальное обеспечение проведения практических занятий по огневой подготовке;

обучение правилам ухода за больными и поражёнными в рамках предмета «Допризывная и медицинская подготовка».


^ На заседаниях методических объединений рекомендуется обсудить:

практику проведения факультативных занятий «Школа защитника Отечества»;

использование возможностей школьных музеев боевой славы при изучении раздела «Героизм и мужество белорусского народа»;

методику проведения психологической подготовки при изучении темы «Выживание и деятельность в экстремальных условиях»;

использование возможностей учреждений здравоохранения для практической реализации обучения девушек медицинской подготовке;

соблюдение правил безопасности учащихся при проведении практических занятий по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»;

особенности проведения учебно-полевого сбора и медицинской практики.


^ Перечень учебных и методических пособий


«Допризывная подготовка»

1. Варламов, В.Б. Допризывная подготовка: учебное пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / В.Б.Варламов. – Минск, 2006.

2. Варламов, В.Б. Допризывная подготовка: учебное пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования / В.Б.Варламов. – Минск, 2007.

3. Журавков, М.А. Проведение учебно-полевых сборов с учащимися: метод. реком. / М.А.Журавков. – Минск, 2001.

4. Фатин, С.Б. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским (русским) языком обучения / С.Б.Фатин, М.К.Мишкевич. – Минск, Адукацыя і выхаванне, 2004.

^ При изучении раздела «Военная политика Республики Беларусь» рекомендуем использовать:

1. Мальцев, Л.С. Вооружённые Силы Республики Беларусь. История и современность. (Основные положения книги изложены в статьях Л.С.Мальцева, опубликованных в журнале «Армия» № 6, специальный выпуск за 2002 год и № 4, 5 за 2003 год);

2. Саблин, И. Под запретом и на войне / И.Саблин // Во славу Родины. – 2004. – 16 апреля.

3. Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества. 10–11 классы: пособие для учащихся / С.Н.Гамолко, Г.А.Леонович. – Минск: Сэр-Вит, 2010.

4. Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества. 10–11 классы: пособие для учителей / С.Н.Гамолко, Г.А.Леонович. – Минск: Сэр-Вит, 2010.

5. Гамолко, С.Н. Плакаты по допризывной подготовке / С.Н.Гамолко, В.Б.Варламов. – Минск: Сэр-Вит, 2010.

При подготовке к урокам по допризывной подготовке следует использовать материал, публикуемый в журнале «Армия» под рубрикой «В помощь допризывной подготовке», газете «Белорусская военная газета. Во славу Родины», а также размещённый на сайтах Министерства обороны Республики Беларусь (www.mod.mil.by, www.deti.mil.by).

«Медицинская подготовка»

1. Федюкович, Н.И. Основы медицинских знаний: учебное пособие для 10–11 классов общеобразоват. учреждений с русским языком обучения / Н.И.Федюкевич. – Минск: НИО, 2011. – 256 с.

2. Федзюковіч, М.І. Асновы медыцынскіх ведаў: вучэб. дапам. для 10–11 класаў агульнаадукац. устаноў з беларускай мовай навучання / М.І.Федзюковіч. – Мінск: НІА, 2011. – 256 с.

3. Борщевская, Е.В. Медицинская подготовка старшеклассников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Е.В.Борщевская. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 224 с.

4. Вместе против СПИДа: пособие в помощь пед. работникам и др. специалистам. – Минск, 2003.

5. Шкуратов, Ю.И. Первичная профилактика наркомании и СПИДа среди учащейся молодёжи: пособие для педагогических работников и родителей / Ю.И.Шкуратов. – Минск: РИПО, 2001. – 21 с.

6. Борщевская, Е.В. Медицинская подготовка: 10–11 класса: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В.Борщевская, Н.И.Шульга. – Минск: НИО: Аверсэв, 2009. – 26 с.

7. Борщевская, Е.В. Тетрадь для практических работ по медицинской подготовке для 10 класса / Е.В.Борщевская. – 3-е изд. – Минск: Аверсэв, 2010. – 80 с.

8. Борщевская, Е.В. Тетрадь для практических работ по медицинской подготовке для 11 класса / Е.В.Борщевская. – 4-е изд. – Минск: Аверсэв, 2011. – 91 с.

9. Гамолко, С.Н. Плакаты по медицинской подготовке / С.Н.Гамолко, Е.В.Борщевская. – Минск: Сэр-Вит, 2010.


Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году» iconК. С. Фарино «19» мая 2010 г. Инструктивно-методическое письмо
«О преподавании учебного предмета ”Допризывная и медицинская подготовка“ в 2010/2011 учебном году»

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования от 26. 08. 2011 №241, на изучение учебного предмета...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Химия”в 2011/2012 учебном году»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Химия» установлено...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Химия”в 2011/2012 учебном году»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Химия» установлено...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Математика” в 2011/2012 учебном году»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Математика»...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Физика” в 2011/2012 учебном году»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Физика» установлено...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Обществоведение ”в 2011/2012 учебном году»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Обществоведение»...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Биология ” в 2011/2012 учебном году»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Биология» установлено...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Информатика ”в 2011/2012 учебном году»
Учебный предмет «Информатика» изучается в vi–xi классах учреждений общего среднего образования

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Допризывная и медицинская подготовка” в 2011/2012 учебном году» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Трудовое обучение. Черчение” в 2011/2012 учебном году»
Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета «Трудовое обучение. Черчение» установлено следующее количество часов в учебную...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©bela.lapdoc.ru 2000-2013
При копировании материала укажите ссылку.
обратиться к администрации
Документы